Дорожно-транспортная экспертиза

Дорожно-транспортная экспертиза

Одним из инструментов расследования последствий ДТП, где пострадали пешеходы, водитель, пассажиры, где был поврежден автомобиль является экспертиза дорожных происшествий, которую обыватели зачастую по разному называют то автодорожной, то дорожной, то дорожно-транспортной.

Примечательно и то, что ни одно из указанных наименований дорожной экспертизы не является точным и научно-обоснованным наименованием, но про это позже.

Дорожно-транспортная экспертиза (дорожная или автодорожная экспертиза) продолжает оставаться самым редким видом автотехнических экспертиз.

Независимо от того, что дорожно-транспортная (автодорожная или дорожная) экспертиза приобрела это наименование более семи лет назад, основная масса следователей, юристов, судей, адвокатов все также продолжает назначать в суде или следствии) «автотехническую экспертизу», обозначая лишь только класс исследования, не уточняя точного вида экспертного исследования.

В результате такого общего и абстрактного определения требуемой экспертизы, в практике довольно таки часто рождаются ситуации, когда в адрес какой-либо организации, где присутствуют «автоэксперты» (оценщики ущерба, оценщики автомобилей, эксперты в области транспортной трасологии), поступают материалы уголовного дела, для исполнения которых необходимы специальные познания именно эксперта по исследованию дорожных условий ДТП (дорожно-транспортных происшествий, полотна дороги, дорожной разметки, дорожных знаков).

И тогда возникает ситуация, когда материалы возвращаются в следственные или судебные инстанции без надлежащего исполнения, в результате чего сроки расследования дела затягиваются в следствии элементарной неграмотности указанных выше участников процесса.

Главные задачи и цели дорожно-транспортной экспертизы:

• ситуация на месте ДТП: участка дороги за пределами дорожного полотна, состояние проезжей части, обочин;

• состояние дорожного полотна в месте происшествия, наличия закруглений, уклонов в продольном и поперечном направлении;

• условия видимости и обзорности водителя;

• определение возможности (невозможности) должного восприятия водителем дорожной ситуации;

• экспертиза технической возможности предотвращения происшествия;

• экспертиза значений параметров и коэффициентов, который характеризуют движение автомобиля и иных участников на месте дорожно-транспортного происшествия: сопротивления и коэффициентов сцепления при перемещения транспортных средств и других участников по полотну автомобильной дороги;

Установление факторов, связанных с обстановкой предшествующей ДТП, способствовавших возникновению ДТП: неблагоустроенность дороги, неправильная разметка дорожного покрытия, неправильное расположение дорожных указателей, отсутствие дорожных знаков и иные отрицательные условия обстановки.

При назначении судебной автодорожной (дорожной или дорожно-транспортной) экспертизы в распоряжение эксперта требуется предоставить материалы гражданского, административного, уголовного дела, относящиеся к происшествию. Должностному лицу назначающему дорожную экспертизу также необходимо знать, что для полного и всестороннего исследования необходимо изучение имеющегося комплекса информации о ДТП.

В частности, в случаях, где важным обстоятельством происшествия являются погодные условия обязательным документом будет являться справка о погодных условиях в момент ДТП.